У времени в плену.

6 октября 2017

Барахлит моя машинка времени. Меня предупреждали, что не стоит приматывать к ней изолентой губозакаточную машинку. Но я не послушал, универсальности захотелось… все беды от изоленты!
Сегодня я в который раз отправился в Порхов. Но промахнулся часа на четыре и вместо Порхова оказался на берегу Великой реки в 40 с лишним километрах от Пскова. И раз уж я оказался здесь, а не где-то ещё, то готов познакомить вас с потрясающей красоты цепными мостами. А порховская крепость будет в другой раз.
(В поездке по псковским землям это был всё тот же пятый день экспедиции. Перефразируя классика, «у нас тут всё время пятый день и всё время пора ехать в Порхов»)

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13


Признаюсь, с момента поездки прошло два года и я уже не помню, ради чего я ехал в город Остров — только ради висячих мостов или ещё хотел посмотреть на остатки крепости, расположенной когда-то на острове города Остров (тавтологическая экспедиция какая-то!) С осмотром крепости я опоздал. Века на три надо было раньше приехать, а я проспал до обеда. Сейчас на месте крепости находится краеведческий музей (коричневая крыша рядом с опорами моста на другом берегу реки) и церковь.  Если присмотреться — а другого выхода у вас нет, потому что я не сфотографировал руины — можно заметить кусочек крепостной стены между дальними опорами моста и рекой.

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Хотя крепость города Остров была выстроена на острове и её с двух сторон омывала Великая река и протока Слобожиха, сам город Остров выстроен по обоим берегам реки(и протоки с дивным названием). Великий русский абсурд, доведённый до совершенства ещё в 1341 году. Во всяком случае, с этой даты начинается отсчёт летописной жизни города.

Когда к середине 19 века горожане осознали, что они запарились каждую зиму выкладывать дорогу по льду реки, потом пережидать паводки и выстраивать временный деревянный мост или кататься на пароме, встал вопрос: как жить дальше и кто виноват. Виновного нашли сразу — польский король Стефан Баторий, разоривший и спаливший город во время ливонской войны в 1581 году — вот виновник всех бед. Жаль, на дворе был 1840 год и совы, отправленные в Польшу с хулительными грамотами, пожрали все письмена в дороге. Так что остался только один вопрос: как дальше-то жить? Тем более, что город к этому периоду уже перестал быть военным гарнизоном, начал торговать льном. В городе появились каменные торговые ряды, каменные общественные и жилые дома. Не было только связи с большой землёй; город оправдывал свой название. И тогда в Петербурге решили разориться и выстроить такой мост, чтобы на зависть и загляденье был. Лучше сразу два моста. Два моста — вдвое больше поводов для зависти. Так, чтобы ездить из столицы мостов в маленький городок — и зеленеть от зависти.

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13
Не буду критиковать малые архитектектурные формы на набережной.  Тем более, что набережная есть, а малых форм — нет.  На прогулку нужно ходить со своей табуреткой.

Я фотографирую с пролёта южного моста с первых картинок и мне открывается вид на второй мост и церковь Николая Чудотворца, возведённую в середине 16 века.  За моей спиной лежит дорога на Смоленск и Киев — так называемое Динабургское шоссе, передо мной открывается светлый путь в Псков.

Собственно, что в этих мостах такого удивительного? — спросите вы. И я вам отвечу, что это единственные сохранившиеся в России транспортные цепные мосты 19 века. По первому из утверждённых ещё в 1841 году проектов планировали выстроить трёхпролетный мост выше крепости по течению реки. Потом, исследовав дно и берега, решили строить два однопролётных моста через место, на котором когда-то стояла крепость, заодно соединив уже подходившие к городу с севера и юга трассы в одну. Десять лет ушло на рассмотрение различных проектов, согласования, поиск финансирования и пересмотр утверждённых проектов. Наконец, в 1852 году строительство началось.

Спроектированный инженером путей сообщения Михаилом Яковлевичем Краснопольским мост по первоначальному проекту был шире, цепи висели не друг над другом, но параллельно и разобщённые каменные опоры соединялись аркой. Изменения внесли из-за экономии средств. Хотя когда в результате испытаний изготовленных в Петербурге металлических звеньев цепи выяснилось, что они не выдерживают заявленную нагрузку — цепи пришлось заказать в Англии. Из интересных — как мне показалось — решений, я расскажу об одном. Каменные опоры замечательно выдерживают статичную нагрузку сверху-вниз, но плохо приспособлены для работы на изгиб. Поэтому цепи подвесов не крепятся к опорам, а лежат на чугунных цилиндрах на вершинах опор и  могут скользить по ним в зависимости от динамической нагрузки на мост.  Скольжение-скольжением, но законы физики по части резонанса они не отменяют. И потому, чтобы 93-метровые мосты не уплыли по течению вместе с любопытными зеваками, по мостам запретели ходить строевым шагом или  собираться всем городом и одновременно подпрыгивать.

Обстоятельная, интересная статья о мостах на сайте regionavtica.ru, рекомендую

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Церковь Николая Чудотворца. Любопытна тем, что её алтарь направлен на север, а не на восток. Безымянные историки из интернетов считают, что это связано с особым отношением местного населения к Пскову, в подчинении у которого был город Остров.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Слева вдали — Троицкий собор, построенный в 1790 году по указу Екатерины Второй. До него мы ещё дойдём.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Хотел сказать о состоянии мостов, но зачем сто раз говорить, если можно один раз показать? А выводы каждый из вас сделает сам.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Троицкий собор. Выстроен, как я уже говорил, по указу Екатерины Второй по центру торговой площади, на месте, где ранее стоял  деревянный Воздвиженский  храм. В отличие от современных практик, когда ради строительства в центре нужно сначала что-нибудь снести, тут было свободное место. Ещё с тех времён, как город навестил Стефан Баторий. В городе вообще довольно долго не было ничего, кроме ничего и дергающегося глаза у каждого второго местного жителя.
Кстати, похожий по архитектуре храм можно приехать посмотреть в усадьбу Кусково.

Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Северный мост.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Южный мост.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

______________________________________
И о дороге.
Для переезда из Порхова в Остров я выбрал какую-то безымянную трассу. Про неё я могу сказать только одно: русский деревня — харашо, дрянной дорога — машина капут.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

Это двухполосная трасса. Впрочем, кто часто ездит — после слова лопата не смеётся, а добавляет «в багажнике».
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

И под конец истории — пасторальная картинка из Пушкинских гор, где я гонялся за солнцем в предыдущей истории. Или буду гоняться утром следующего — шестого дня. Смотря в какую сторону идут ваши часы.
Остров Псковская область северная экспедиция SexerExp Runawaytrain13

#SeverExp

Оставьте комментарий